Математика в играх для детей 3 лет


Когда малыш в семье немного подрос, то перед многими родителями возникает вопрос, с какого возраста можно начинать знакомить его с чтением, письмом и математикой. Как же не навредить ему и не отбить у него охоту к учебе.

Конечно же, учить можно и нужно, но подойти к этому нужно со всей ответственностью и осторожностью. Если  заниматься  «зубрёжкой» и «дрессировкой», то вы точно отобьете у ребенка всякое желание к учебе. Любое обучение должно начинаться в игровой форме. Школьные учебники для 1-го класса, естественно для обучения малыша не подойдут.

 Давайте разберемся, как правильно начать заниматься с ребенком трех лет математикой.

С чего начать

Вы не поверите, но начинать занятия нужно не с запоминания счета и цифр, а с развития логического, математического мышления малыша, а так же, умение улавливать причинно-следственные взаимодействия. Причина в том, что цифры — это абстракции, которые для малыша этого возраста пока еще трудно понять. Но трехлетний ребенок в состоянии овладеть счетом, при условии, если будет при этом пользоваться некоторыми предметами, например, кубиками, счетными палочками, а не только цифрами, которые обозначают их количество.

 Развитие математического мышления — это главная цель ваших занятий. К этому способен любой ребенок на каждом  возрастном этапе своего развития. Трехлетние дети — любознательные исследователи познания окружающего его мира. Математика для него сводится к исследованию окружающих предметов и их характеристик. И Ваша задача   помогать ему знакомиться с предметами и их свойствами, производить простые логические действия (обобщение, классификацию, анализ). Так как, умственная деятельность малышей трехлеток наглядно-действенное, то обязательно игры должны быть дидактическими.

Для занятий с ребенком вам будут необходимы:

— цветные кубики различные по форме

- матрешки и пирамидки

— емкости и коробочки с крышками разных размеров

— разнообразные игрушки и предметы  разных форм и размеров:   большие пуговицы, посуда, макароны, фасоль, овощи и фрукты, счетные палочки и т.д.

— различные рамки

— игры настольные для развития логики с такими заданиями, как «Найди пару» или «Собери ягоды (предметы мебели, овощи и т.д.)». 

Игры с формами предметов

Для начала необходимо просто показать и объяснить малышу, что предметы различаются по цвету, форме, размеру, а еще и по фактуре, и вкусу и запаху. Показывая, обязательно называйте предмет. Далее можно давать задания   малышу, например, найти  геометрические фигуры: «Подай мне, пожалуйста, красный кубик. А это блюдце — оно квадратное, круглое или треугольное? Покажи, что из предметов  круглое?». Сначала Вам придется помогать малышу находить нужные предметы. В такие игры можно играть где угодно: на прогулке, в поликлинике, в поезде и т.д.

Объясняйте ребенку, что бывают предметы одинаковые, но различаются по размерам. Покажите ему такие предметы, например, мяч большой и маленький, тарелка большая и маленькая. Таким образом, малыш усвоит понятие «больше-меньше». Разложите перед малышом, к примеру, кубики, разные по размеру и попросите найти самый из них большой и  маленький. Можно усложнить  игру, разложив предметы,  различные по размеру и по форме, предложив найти маленький кубик или большой шарик.

Очень хороши для игры матрешки и пирамидки. Играя с пирамидкой, малыш быстрее научится различать большее от меньшего и как строить по возрастанию или убыванию. То же самое и с матрешкой. Можно дать малышу задание из разных предметов  найти один: «маленький, зеленый, круглый“.

Не мене полезны игры лото, домино, пазлы. Разложите в ряд несколько одинаковых пар картинок и предложите малышу собрать все пары вместе. Начать можно с разноцветных карточек, усложняя в дальнейшем задачу. где картинки будут уже не одинаковые, а связанные логически: ложка и тарелка, гвоздь и молоток и так далее. Если вы решили играть с пазлами, то выбирайте паззлы с крупными элементами и небольшим их количеством

Теперь можно начать  знакомить малыша со счетом. Показывая малышу один предмет. Называйте при этом цифру. Можно начать с пальчиков: Посмотри, это один пальчик, а это два. А вот лежит одна собачка, а возле нее — три киски». Хороша и старая, добрая игра «сорока-ворона», где  пальчики называются числительными: Предлагайте малышу ненавязчиво сосчитать количество окружающих предметов: «Может, сосчитаем, сколько лапок у твоей собачки, а сколько ушек у слона?

Заключение

Фантазировать и придумывать различные развивающие игры и занятия для малыша, можно бесконечно. Лишь бы Вы не ленились.  И очень важно, что эти игры и занятия должны быть в радость малышу и Вам, чтобы развивался его  интерес к новым знаниям. Так как маленькие дети быстро, то не переусердствуйте в занятиях, давайте малышу отдыхать. Давайте ему больше самостоятельности в игре или занятии, пусть он чаще пытается сделать сам  — это способствует развитию самостоятельности и собственной значимости. И не забывайте, что развитие  малышей индивидуально для каждого. У кого-то получается быстрее, а кто-то еще не умеет! Если Вы будете стремиться учить ребенка вперед других, а у него не очень получается, то, увы, Вы отобьете у него всякую охоту к учебе.


« назад